Форум » Быт » Бани » Ответить

Бани

Мирослав: Отсталая Европа Поскольку с подачи церкви мытье приравнивалось к бесовскому действу, опустошающие эпидемии охватили Европу. В 1347-1350 годах эпидемия чумы — черная смерть — унесла 25 миллионов жизней. Одну четвертую часть населения континента! Королева Испании Изабелла Кастильская (1474-1504.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. В эдикте французского короля Людовика XIV, говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд. Когда эпидемии холеры унесли больше жизней, чем многочисленные войны, в европейских странах осознали, что чистое белье и тщательное мытье тела — лучшие предохранительные средства от повальных болезней. Английский парламент даже издал специальный билль о постройке бань, прачечных и об удешевлении стоимости воды. [BR]http://copypast.ru/2008/10/17/a_ne_pojjti_li_nam_v_banju.html

Ответов - 9

Мирослав: Даже сам Пётр посодействовал появлению в Европе русских бань. Он, прибывая заграницей, для своих солдат приказал отстроить бани в Париже и Амстердаме. Так же по освобождению от наполеоновских войск, бани были построены и во многих освобожденных странах и городах. Русские солдаты научили местных париться. Так что в Европе было много любителей парной. http://www.banivani.ru/articles/articles_13.html

Мирослав: На Руси баня, помимо бытового, имела и ритуальное значение. С незапамятных времен принято было топить баню для умерших предков —обычно их приглашали помыться и попариться в особые дни перед большими праздниками. Особое значение имело ритуальное мытье в бане накануне свадьбы. После свадьбы также положено было париться в бане. Со всею строгостью, согласно древним верованиям и традициям, обставлялись и роды. Ведь именно в бане женщины рожали детей, здесь же они оставались на несколько дней после родов, пока сами считались «нечистыми» (современные медики шутят, что по своим антисептическим свойствам воздух в парной не уступает хорошо оборудованной операционной). В бане стригли волосы, ногти. Их ни в коем случае не выбрасывали — ведь ими мог воспользоваться колдун. Существовал особый ритуал сожжения волос. Ногти или тоже сжигали, или собирали в специальный холщовый мешочек. Грязную воду нельзя было выплескивать себе под ноги, особенно под вечер: случайно вступишь — заболеешь. Были и особые ритуальные дни, в которые было положено париться в бане: после празднования Масленицы, в Чистый четверг, накануне Ивана Купа-лы (в день Аграфены Купальницы — 23 июня, 6 июля). На Аграфену Купальницу собирали травы и коренья, заготавливали веники на весь год. Считалось, что травы, собранные в это время, обладают особой целебной силой. Пол бани-и полок устилали собранными травами и цветами, а парились особыми вениками из ивы, рябины, калины, черемухи, березы, ольхи, липы, смородины, связанными с целебными травами. Каждая трава имела свою силу, свое качество и передавала эти качества человеку. Произносили в бане и всевозможные заговоры, чаще всего с лечебной целью, как, например, приведенный ниже сибирский заговор от всех болезней: «Батюшка ты, Царь-Огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок-пылок, обжигаешь, палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья... Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, —жги и спали с раба божия (такого-то) вся-ки скорби и болезни, страхи и перепо-лохи...» Произносить этот заговор следовало в бане на горячие угли. Часто в бане колдовали. Например, чтобы приворожить любимого. Для этого было достаточно выдернуть из веника прутик, положить под порог, дождаться, когда суженый переступит этот порог, а уж затем бежать в баню. Там следовало пристроить прутик куда-нибудь повыше, где пожарче. Чем больше будет сохнуть прутик, тем сильнее станет сохнуть по девушке любимый. Существовало несколько типов знахарских бань. Первый тип — для поддержания жизни и здоровья. В этом случае в веники для бани вплетались специальные целебные травы, дарующие успех, здоровье и процветание. Пили заговоренные настои и отвары, полок тоже устилался соответствующими случаю ветками, цветами и травами. Второй тип бань — против тяжелых болезней и смерти. http://www.k156.ru/vip/history.htm

Даримир: да начало было хорошее, только вот в 19 веке все было гораздо хуже чем в 14. К примеру в книге по истории Новосильского уезда "Град на Острожной горе" приводятся записи уездного врача. Антисанитария и болезни повсюду, бань уже не было.


Мирослав: Интересно, почему? Дров не было?

Даримир: о причинах не знаю, но думается что не было возможности, да и лес хороший для бань рядовому крестьянину был недоступен

Lis: Удивляться нечему. И сейчас во многих деревнях баня редкость. Думаю, не потому даже, что материала на постройку нет, а из-за людской лени (по своей деревне сужу, когда мы туда переехали, было от силы штук 5 бань, сельская же, из кирпича, с деревянной обшивкой внутри, была разворована по доскам на ... дрова).

Ворон-76: В советское время в Шахово (где ныне проживаю) была великолепная общественная баня. С парилкой, и выходом к реке. По этому бани строили только "законченные индивидуалисты" После скончания совка баню дружно разворовали, да так что и фундамента не осталось. За то теперь через дом есть свои баньки.

Мирослав: Судя по вчерашней работе, бригада уже сколочена )))

Игор: Живут мои Предки в Орловской губернии Краснозоренский район д.Протасово. Живут уже 11 лет, бываю у них часто, скоро буду ещё чаще(переезжаю на пмж в Орёл), так вот нету в этой деревни бань. Моются все в ваннах и бухают. А тех кто не бухает, и всё у них во дворе есть, порядок, чистота, сами прилично одетые(как правило приезжие), а приезжих местные называют и тех кто уже по 25-35 лет живут там почему то немцами. У моих нету бани так как оба уже страдают болезнями(Заполярье взяло своё) и не могут переносить высокие температуры. А я вот собираюсь поставить свой дом и обязательно баню!



полная версия страницы