Форум » Игрища » А на горе мак » Ответить

А на горе мак

Милада: МАК РАСТИТЬ Забава детская и взрослых обоего пола. В этой игре не видно ни одной черты семейного быта: одно веселие и удовольствие управляет хороводом. Мак растить играют по всей России и в некоторых славянских землях. О происхождении этого хоровода не известно. Должно думать, что он вошел в игру у греков, с познанием усыпляющего свойства мака, коему еще в древние времена воспевали гимны и изображали его божеством сна под именем Морфея. Ему строили храмы, потому что усыпительное действие считали сверхъестественным, а что почиталось сверхъестественным, то производило всеобщее поклонение. Язычество усиливало суеверное поклонение маку, а знаменитые афинские мудрецы терпели гонения от черни, когда они силились истолковать мнения ложные. У славян хотя было божество, нечто похожее на Морфея – Кикимора, но она не выражает бога сна, и мы не знаем даже, какие совершали ей жертвоприношения. Из веселых воспеваний в честь мака составилась забава. Взявшись рука за руку, становятся в кружок, который нередко составляется из двухсот пар обоего пола. Сначала движутся едва заметно, и в то время одна из девушек, называемая зачинщицей, начинает запевать мак. Но прежде всего сажают в середине кого-либо расшить мак, и когда все запоют, тогда начинают ходить кругом и поют громко: Ой, на горе мак, мак, Под горою так, так. Маковки, маковички! Станем в ряд, Спросим про мак* [*Поют в разных местах различно, но везде один и тот же смысл: Ах на горе мак, Под горою так, так. Ох, свет, мои маковочки, Золотые маковочки! Станемте в ряд, Будет у нас мак.]. Хоровод останавливается, спрашивает: «Посеян ли мак?» Сидящий в средине отвечает: «Только вспахана земля». Тогда хоровод снова ходит вокруг сидящего и поет первый куплет; потом останавливается и опять спрашивает: «Посеян ли мак?» Сидящий отвечает: «Посеян». Хоровод продолжает ходить и петь прежний куплет, пока не удовлетворит их вопроса, что мак уже поспел. Вопросы делаются иногда произвольные, но обыкновенно после вопроса: «Посеян ли мак?» – повсюду спрашивают: «Всходит ли мак?» Растить мак отвечает: «Всходит». – «Зацвел ли мак?» – «Зацвел». – «Поспевает ли мак?» – «Поспевает». – «Отцвел ли мак?» – «Отцвел». – «Поспел ли мак?» – «Поспел». Тогда кричат: «Собирайтесь срывать!» или: «Собирайтесь отряхать мак!» При последнем слове рас/пить мак спешит убежать из круга; хоровод его удерживает, хватает за голову и начинает трясти и бывает, что трясут так крепко, что у бедного глаза навыкате: отчего не всяк соглашается растить мак. Тогда уговаривают, просят, обещают подарочек или задаривают вперед пряничками, орехами и пр., и потому вошло в обычай называть согласившихся растить мак маковым дурачком, или делают ему насмешливые причитания: «Сиди, сиди, мак расти, на сладенький пирожок, маковый дурачок» и т. п. Некоторые писатели замечают* [* Сахар. «Сказ. русск. нар.», ч. 2, с. 71, изд. 1837 г.], что часто для этой игры выбирают дурачка или послушного и безответного до последней возможности, чтобы он терпеливо переносил побои: напротив, для этой игры выбирают смелых и ловких, которые бы могли увернуться от трясения мака. Вот еще небольшие изменения этой игры. Избрав мужчину растить мак, сажают его на землю. Хоровод, взявшись за руки, становится вокруг растить мак и движется, вроде пляски, то в ту, то в другую сторону с припевом: А на горе мак, мак, Под горою так, так. Мак, мак, маковочка, Золотая головочка, Серебряный мак! А на горе мак, мак, Под горою так, так. Хоровод спрашивает: «Поспел ли мак?» Ему отвечают, что только вскопаны гряды. Хоровод снова пляшет, поет и, пропев прежнее, спрашивает: «Поспел ли мак?» – «Еще только посеян». Потом растить мак отвечает им: всходит, потом – цветет, а там – созревает. После каждого ответа пляшут и поют; но когда услышат, что мак созрел, тогда поют: Станемте трясть мак, Золотой наш мак! При последнем слове, что мак созрел, хоровод бросается срывать его: поднимает с земли сеявшего мак и трясет его голову. При местном изменении игры иные ходя поют около сеющего мак: В полугорье мак, В косогорье мак, Маки, маковочки, Золотые головочки! Станем мы в ряд, Спросим про мак: Созрел ли наш мак? Потом продолжают спрашивать прежним порядком и оканчивают единообразно. Пение моха изменяется иногда до совершенного переиначивания* [* В Волжском уезде Саратовской губ.]. Представляем здесь образчик: При горе мак, мак, Презеленый мак. Маки, маки, маковочки, Золотые головочки! Там был мак, Всяк был мак. Красны девушки, Станьте в ряд, Спросим все про мак. У воды стали девушки в хоровод, А мы, молодые, основушку сновали. Перемотушки клали. Тай, тай, да, думаю! Как вечер-то в торгу кликали, кликали. Тай, тай, ла, думаю! Да что у нас в торгу дорого? У нас дороги во торгу красные девушки. Тай, тай,. ла, думаю! Как одна-то девушка – сто рублей, Как другая-то девушка – тысячу, А третьей девушке цены нет. Тай, тай, ла, думаю! Да что у нас во торгу дешево? У нас во торгу дешевы добрые молодцы, Тай, тай, ла, думаю! По шести молодцев на овсяный блин, А седьмой-то молодец На придачу пошел, Тай, тай, ла, думаю! А седьмой молодец На придачу пошел, Он с конем и седлом, И с булатным копьем. Тай, тай, ла, думаю! Источник: Терещенко. Быт русского народа. Часть 4. СПб: 1848 год

Ответов - 0



полная версия страницы